Трансгенерационная терапия в Южной Америке: об опыте стран Латинской Америки в работе с «травмами поколений»

05 февраля, 2025
Звягинцева Анастасия, психолог, специалист, работающий с установками и ограничениями

Интерес к трансгенерационной терапии в Аргентине и Чили, странах Южного Конуса, стремительно растет среди исследователей и практиков в области психологии и психотерапии. Семейные психотерапевтические подходы, акцентирующие внимание на передаче травм и межпоколенных отношениях, становятся важной темой в научной среде. В данной статье психолог Анастасия Звягинцева рассматривает уникальные терапевтические традиции Чили и Аргентины, описывает ключевые направления психологических школ в этих странах, а также вклад ученых, повлиявших на развитие трансгенерационной терапии.

1930-1960-е годы в странах Южного Конуса

В период с 1930 по 1960 год в странах Южного Конуса, таких как Аргентина и Чили, сложилась благоприятная атмосфера, которая привлекала многих европейских исследователей. Этот было обусловлено тем, что регионы оставались в относительной стороне от влияния последствий Второй мировой войны. Аргентина и Чили стали своеобразным убежищем для эмигрантов-интеллектуалов, искренне стремившихся к безопасности и возможности для свободного творчества.

Научно-исследовательскую среду стран обогатила также волна эмигрантов, покинувших Испанию в период Гражданской войны (1936-1939 гг.), привнеся новые культурные, литературные и философские идеи.

Напряжённые социально-политические события второй половины XX века, включая военные перевороты в Чили в 1973 году и в Аргентине в 1976 году, значительно отразились на обществе обеих стран. Эти события способствовали переосмыслению жизни, необходимости излечения от психологических травм и установлению мирного и гармоничного сосуществования людей в социуме.

В 1920-х годах в Аргентине были созданы Институт психотехники и профориентации (1926 г.), Школа коррекционной психологии (1929 г.) и группа исследователей социальной гигиены на базе Медицинского факультета Университета Буэнос-Айреса (1923 г.) [Rossi, 2005]. Однако в дальнейшем ситуация кардинально изменилась.

Знаковым событием в развитии психологии как академической дисциплины в Аргентине стал Первый аргентинский психологический конгресс в Сан-Мигель-де-Тукуман в марте 1954 года, а также проведение Философского конгресса в Мендосе в 1949 году.

Гуманистический подход к психологии стал основой, на которую опиралось её становление в рамках философских и гуманитарных наук в Аргентине. В 1950-х годах были учреждены университетские программы по психологии в Росарио (1955), Буэнос-Айресе (1957), Кордобе (1958), Ла-Плате и Куйо.

Открытия исследователей

В Аргентине значительное влияние на развитие трансгенерационной терапии оказали несколько выдающихся деятелей. Один из них – Эрминио Кастелла (1923-1994). Получив диплом клинического врача в 1956 году, в возрасте 33 лет, Кастелла углубился в изучение областей психотерапии, онтоанализа и логотерапии. Его научные интересы простирались от гипноза до философии, мифологии, религии и парапсихологии [Castellá, 2006]. Уже к 1959 году он разработал терапевтическую теорию «Программа жизни» [CastelláHerminio, 2001].

«Программа жизни» подразумевает, что женщина при зачатии бессознательно формирует в себе определенные реакции, которые впоследствии передаются ребенку на протяжении всего его воспитания, способствуя его развитию и адаптации в окружающем мире. Основываясь на клинических исследованиях, включая работу с пациентами с расстройствами пищевого поведения, Кастелла вывел свои заключения.

Другим выдающимся специалистом, пришедшим в психологию из области медицины, был доктор Арнальдо Расковский (1907-1995), который исследовал наследственные паттерны и психизм эмбриона [ArnaldoRascovsky, 1971]. Его коллега, Энрике Пишон-Ривьер (1907-1977), основатель и первый президент Аргентинской Психоаналитической ассоциации, также косвенно занимался трансгенерационной темой, вводя в оборот понятие вертикальности [1968 grupalista].

Национальная традиция Аргентины характеризуется обращением к психологии, в том числе трансгенерационной, для лечения телесных недугов и поиска их источников. Таким образом, аргентинская школа фокусируется на корневых убеждениях человека и обращении к психоэмоциональному опыту предыдущих поколений.

В Чили ситуация развивалась несколько иначе. В 1905 году Ромуло Пенья Матурана основал первую лабораторию экспериментальной психологии в школе Копиапо [Miguez, Betancourt, Vera-Villarroel, 2010], стремясь измерить интеллект и физическую устойчивость [Poblete, 1995; Salas, 2014]. В 1908 году Вильгельм Манн создал Психологическую лабораторию в Университете Чили [Salas, Lizama, 2013], которая в 1923 году была преобразована в кабинет, занимающийся адаптацией шкалы Бине-Симона для измерения интеллекта [Tirapegui, 1928].

Немного позже, в 1938 году, Хуан Марин визуализировал психоанализ, связанный с ментальной гигиеной, представляя возможный мир без невротических и психических расстройств [Ruperthuz, 2012]. В 1946 году Чили официально запустила профессиональную подготовку психологов; в 1959 году была создана Ассоциация психологов Чили, а в 1968 году – Коллегия психологов Чили, что сделало страну одной из первых в регионе, где психология стала признанной специальностью.

Тем не менее, трансгенерационная терапия в Чили, как и в Аргентине, развивалась на стыке дисциплин, а не внутри профессионального психологического сообщества.

Значительную роль в этом сыграла доктор Лола Хоффманн (1904-1988), урождённая Елена Якоби из Риги, которая в 1920-е годы училась у Карла Густава Юнга и в дальнейшем связала свою судьбу с Чили. С 1960-х годов она активно практиковала в Чили, интегрируя различные инструменты для изучения и терапии генеалогии. В начале 1980-х годов Хоффманн объединила свои практики под названием «Ансестрология» [EngelPedro, 2014].

В центре её внимания были не только телесные болезни, но и гармония в межличностных отношениях. Верная взглядам Юнга, Хоффманн активно использовала символическую практику и исследование коллективного бессознательного.

В современности среди методических направлений выделяется несколько ярких представителей. В Аргентине с 2002 года действует Школа Психогенеалогии, основанная Тобиасом Хольцом, а с 2005 года – организация FUNDAPSI, также под его руководством, объединяющая специалистов по психогенеалогии и выпускающая собственный научный журнал.

Ассоциация Хольца сохраняет тесные связи с одним из самых известных исследователей метода, Анной Анселин Шутценбергер, автором книги «Синдром предков». В Аргентине активную работу в области трансгенерационной психотерапии ведет EIDEA – Международная Школа Антропосинтеза, основанная доктором Мануэлем Монастерио и Мариан Анчорена, которая занимается подготовкой и повышением квалификации специалистов.

В Чили функционирует Школа Ансестрологии под руководством Педро Энгеля и Глории Либерман. Энгель, профессор Университета Чили, работал с Лолой Хоффманн с 1983 года и продолжает развивать её методики, в сочетании с исследованиями Анны Анселин Шутценбергер.

Опыт исследований и достижения современной психогенеалогии в Чили и Аргентине свидетельствуют о значительном вкладе этих двух стран в эволюцию трансгенерационной психотерапии

Каждая традиция обладает своими уникальными чертами. Однако объединяет их общая цель – исследования и лечение психических проблем, обусловленных наследственностью и семейными системами. Эти подходы содействуют сплочению специалистов, обмену знаниями и развитию психотерапевтических методов, обогащенных значительным клиническим опытом.

Изначально акцент делался на использовании генеалогической терапии в медицинских целях, но сегодня акцент расширился и охватывает вопросы построения здоровых взаимоотношений и личностного роста в обществе. Развитие трансгенерационной психотерапии в этих странах открывает новые горизонты для понимания и лечения заболеваний психосоматического характера.

Несмотря на различия между Чили и Аргентиной, оба национальных направления в психогенеалогии подчеркивают стремление к глубокому осмыслению роли прошлого в формировании нашей идентичности и влияния предков на нашу повседневную жизнь.