Нижегородский эксперимент по изъятию электронных сигарет из оборота и фактическому запрету для жителей одного региона продемонстрирует последствия политики запретов
Попытки запретить что-то, ставшее нормой для миллионов, приводили к разрушению общественного договора и тяжёлым социально-экономическим последствиям. В СССР антиалкогольная кампания вызвала рост самогоноварения и отравлений суррогатами, а также обвал доходов бюджета. Решение было отменено.
Журналист Яков Евглевский для «Аргументов недели» приводит еще один пример, как 1990-е Россия столкнулась с «табачными бунтами» из-за дефицита сигарет, что приводило к очередям и протестам. Подобные эпизоды происходили и в Восточной Европе.
Инициация запрета – это легко, а вот справиться с последствиями трудно. Протесты, вызванные утратой повседневных привычек, часто весьма активные. Сегодня в России пытаются ограничивать вейпы, но устройства вроде айкос и гло не попадают под запреты, что усиливает ощущение несправедливости.
Нижегородская область может столкнуться с усилением теневого рынка в отрасли, ростом преступности и другими проблемами. Готовы ли жители области к таким экспериментам? И смогут ли ограничения реально повлиять на курильщиков?
