Бизнес по франшизе: как выбрать компанию, чтобы не потерять деньги?

19 сентября, 2024

Вы решили купить франшизу, промониторили компании, изучили сайты, оставили свои контактные данные. И теперь предстоит самое важное – выбрать компанию. При этом учесть не только условия франшизы, но и наличие обучения и поддержки.

Чтобы франшиза вместо денег не приносила проблемы, важно не наделать ошибок еще на этапе выбора компании. Как распознать недобросовестного франчайзера, узнаем у владельца международной сети чебуречных «ЧебурекМи» Александра Долгова.

Общение с менеджером

Обратите внимание на несколько важных деталей при общении с менеджером:

  1. Соблюдает ли он деловой этикет, прислали ли вам приветственное письмо.
  2. Насколько оперативно с вами связались.

У «правильной» компании нет задачи продать как можно больше франшиз. Есть задача находить сильных и мотивированных партнеров, чтобы проект стремительно развивался.

Если вас завалили кучей презентаций и предоставили разбираться в этом самому, то это уже повод насторожиться. Если информацию в полном объеме не предоставили — тоже ничего хорошего не ждите. Уже на этапе знакомства компания должна показать свою системность, последовательность и открытость. Когда структурности нет в начале общения, ее не будет и на последующих этапах.

В обязанности менеджера входит:

  • Выяснить ваши ожидания, поинтересоваться бизнес-опытом в бизнесе и выстроить на этой информации диалог;
  • Разъяснить, что представляет из себя система сопровождения франчайзи, каковы функции управляющей компании, каким образом будет строиться коммуникация;
  • Дать ответы на ваши самые неудобные вопросы.

Выбор компании

На что необходимо обратить внимание при анализе компании:

  • Сколько лет существует этот бизнес. По статистике, 78% компаний закрывается в 1-ый год своего существования. Если компании уже 3-4 года и есть десяток открытых точек, то это показатель обкатанной финансовой модели. Узнайте также, сколько франчайзи закрылись.
  • Финансовые показатели компании за последние 2-3 года.
  • Зарегистрирован ли товарный знак — это маркер нацеленности на развитие.
  • Есть ли франчайзи за рубежом. Чтобы вести бизнес на территории другого государства, надо не только знать нюансы законодательства и налогообложения, но и понимать особенности менталитета. Точки за рубежом — показатель сильного бизнеса.
  • Прозрачность и четкая система сопровождения и обучения.
  • Универсальная финансовая модель, приносящая прибыль в разных регионах страны.
  • Допустимость для франчайзи при желании открыть вторую и третью точку — это показатель выстроенных бизнес-процессов.

Финансовая модель

Финансовая модель всегда адаптируется под конкретный регион. Анализируя финансовую модель, вы должны получить ответы от компании:

  • Сколько вы можете заработать: выручка и чистый доход;
  • Насколько быстро окупятся инвестиции (обычно срок составляет минимум полгода);
  • Как быстро вы можете масштабироваться — иногда выгоднее открыть сразу несколько точек.

Когда компания выбрана

После того, как выбрана франшиза, обратите внимание на важный момент: согласно Гражданскому кодексу РФ, вам должен быть предложен договор концессии, а не какой-либо другой. Юрист должен вам подробно объяснить каждый пункт договора и ответить на ваши вопросы.

Выбор франшизы — это только первый шаг. Вы должны понимать, что покупаете не успех, а инструмент для его достижения. Поэтому настройтесь на то, что придется потрудиться.