Рассказывает специалист по билингвальному развитию детей Мария Елисеева.
В современных реалиях незнание английского языка существенно ограничивает возможности человека. Владея английским, проще получить хорошую должность. Английский помогает чувствовать себя уверенно в заграничных поездках, избавляет от чувства неловкости из-за непонимания цитат или иностранных терминов, которые употребляют коллеги или собеседники.
Знание английского – показатель образованности современного человека. Поэтому «продвинутые» родители стремятся с раннего возраста обучить его сразу двум языкам, пока ребенок способен легко усваивать большое количество информации.
Дети, которые одинаково хорошо владеют двумя языками, называются билингвы.
Ученые доказали, что билингвы имеют преимущества перед другими детьми: легче осваивают третий и последующие языки, имеют навык анализа. У них выше работоспособность и успеваемость в школе. Такие дети отличаются творческим подходом и остротой ума.
Однако среди родителей встречается мнение, что нельзя обучать ребенка второму языку с самого рождения.
Разобраться, какие сомнения обоснованы, а какие нет, поможет Мария Елисеева, педагог с 20-летним стажем, создатель курса «My English Baby» и методики воспитания детей-билингвов.
«Никаких «побочных эффектов» от обучения детей с раннего возраста второму языку нет. А вот мифов о последствиях я встречаю немало – и среди родителей, и среди логопедов. И эти мифы ничем не подтверждены»
Миф 1. Неправильное формирование речевого аппарата
Встречается точка зрения, что обучать ребенка второму языку можно с того момента, когда он полностью освоил родной язык. Иначе есть риск, что будет неправильно сформирован речевой аппарат. Эта точка зрения не имеет научного подтверждения. Более того, развитие речевого аппарата детей-билингвов происходит активнее.
Британские педагоги вообще рекомендуют родителям, у которых ребенок имеет проблемы с речью, обязательно обучать ребенка второму языку. Потому что речевой аппарат получает дополнительную, нехарактерную для родного языка, тренировку, и это способствует ускорению речевого развития.
Самое удачное время для начала обучения второму языку – ранний возраст (до 3-х лет). В этот период ребенок считает общение на двух языках нормой, и обучение идет более эффективно.
Миф 2. Задержка речи
Часто родители волнуются, не вызовет ли изучение второго языка задержку речевого развития.
Но причина задержки – не двуязычие, а неврологические проблемы, появившиеся в процессе рождения или в период беременности мамы. Здоровые дети без каких-либо сложностей переходят с одного этапа становления речи на другой. И здесь не важно, слова какого языка дети запоминают. Важнее количество этих слов.
Миф 3. Смешение слов из двух языков
Когда ребенок говорит: «Хочу water», родители начинают переживать. И даже могут остановить занятия.
Однако смешение слов из родного языка и иностранного – явление временное. Ребенок сначала накапливает словарных запас и только потом начинает разграничивать языки. Продолжайте изучать язык и наберитесь терпения. Как правило, разграничение происходит к 4-м годам.
Как видите, многие страхи не имеют под собой никаких оснований.
«Обучайте ребенка второму языку, и это откроет ему большие возможности в жизни. Однако уделите при этом особое внимание качеству произношения и грамматике. Тот человек, который будет обучать ребенка, должен говорить без грамматических и лексических ошибок, грамотно строить предложения»
А вот если уровень вашего английского оставляет желать лучшего, имеет смысл обратиться к педагогам.