Тело и его положение оказывает огромное влияние на психику и состояние в целом. По определенному телосложению можно понять дисгармонию в формировании человека на всех кризисных этапах роста и взросления. Ребенка, отдающего предпочтение виртуальной жизни, можно узнать по телу на расстоянии. Семейный психолог, эксперт по детско-родительским отношениям Елена Агабекова рассказывает, как помочь такому ребенку, чтобы он взрослел здоровым и счастливым.
Современный мир диктует нам условия, мы находимся в своеобразной матрице всевозможных систем, в том числе цифровых технологий и интернета. Мы можем бороться с этим, можем идти в ногу со временем и поддаться, а можем просто жить в этом мире и одновременно создавать свой важный мир — мир семьи.
Гаджет — такая удобная штука: ребенка не видно, не слышно, и можно на несколько часов забыть о рутинной заботе о нем, о криках и драках между сиблингами, даже о еде забыть можно. Бывает и так, что ребенок может сидеть круглосуточно в телефоне, смотреть видеоролики, играть по сети, смеяться и общаться, не видя своего собеседника, приобретая виртуальных друзей. Там у него целая жизнь, и можно даже поверить, что она настоящая и насыщенная, хотя на самом деле это не так.
Как телесно ориентированный психотерапевт, Елена Агабекова говорит в первую очередь о физиологических проблемах в теле и отсюда вытекающих психологических.
Зрение. Забавно, но телевизор уже не такая угроза, как пугали двадцать лет назад. Зрачкам необходимо смотреть на приближенные и отдаленные объекты, из стороны в сторону, фокусировать и расфокусировать зрение и т.д.
Таз перекручивается и зажимается, вследствие чего формируется тазовый блок, простым языком, получает недостаточно кровоснабжения. Представьте: ребенок сидит в школе 6 часов, приходит домой и снова садится, включая девайс. В школе ребенок сидит по крайней мере правильно: на двух седалищных костях, опираясь на руки и стопы; 3 опоры — минимальный базовый залог правильного кровоснабжения частей тела. А вот дома ребенок принимает позу полусидя-полулежа, опуская голову к экрану девайса, зажимая щитовидную железу, и тем самым образуется замок в этой области, отсюда недостаточное кровоснабжение. Находясь день за днем в такой позе минимум по 2-3 часа, мышцы шеи начинают сокращаться и натягивать корпус, образуя схлопывающуюся схему тела. Плечи уходят вперед, и мы начинаем видеть сутулость. Общество на телесном уровне, да и психика ребенка бессознательно считывает такое положение тела и непроизвольно запускает мысли, которые ведут к снижению самооценки. В свою очередь социум, видя ребенка с таким положением тела, могут выбирать его как «грушу для битья». Такое положение тела дает сигнал о том, что владелец данного «скафандра» внутренне слаб.
Диафрагма. В процессе ежедневного и многочасового злоупотребления гаджетами, находясь в вышеописанных позах, дает знать о себе очень важная в организме мышца —диафрагма, которая отвечает за психологическую, адаптационную функцию социализации наших детей в обществе. Она подтягивает и сжимает внутренние органы ЖКТ, печень, поджелудочную железу и желудок. А если вы сейчас заглянете в статистику по заболеваемости ЖКТ по сравнению с 2000 годом, вы не останетесь равнодушными. И это не столько питание, а сколько описанная выше история.
Состояние стресса. Также зажатая диафрагма влечет за собой нарушение дыхательного процесса, вслед за этим нарушается кровоснабжение, а вслед за кровоснабжением идет сбой в ритме сердца, за сбоем ритма сердца поступает сигнал в мозг: «Сейчас у нас стресс», а мозг в свою очередь подает сигнал эндокринной системе. Вырабатывается кортизол, а за этим активируется следующий процесс, в котором уже начинает свою работу психолог. Это работа с тревогой, депрессивными тенденциями, агрессией, подавленной агрессией, аутоагрессией. Вот почему, как предполагает эксперт Елена Агабекова, сейчас так много психопатии, депрессий и суицидальных случаев. Конечно, это не единственная причина диагнозов, но это то, что усиливает либо создает почву.
Импульсы и их удерживание. Представьте, что вы намерены совершить действие, например, спешите в аэропорт встретить любимого человека, которого давно не видели, и вот, вы сидите на диване, время поджимает, и вы намереваетесь встать — а не можете. Одна, вторая, третья, десятая попытка безуспешна, и тогда психолог Елена Агабекова предлагает попробовать уловить чувства, эмоции и весь процесс внутри вас и в вашем теле. Эксперт предполагает, вы захотите кричать от безысходности, и в первую очередь основное чувство — это гнев, а его эмоция — раздражение, и вот эта эмоция начинает распространяться по всему телу, она вибрирует. Вслушайтесь в слово «раздражение» — мощная энергия, побуждающая к действию, не важно, разрушающее ли это действие или созидающее: ударить, разбить, закричать, накричать на кого-то, хлопнуть, встать, бежать и т.д. Как утверждает эксперт, с ней нужно что-то сделать во что бы то ни стало.
Похожее происходит с ребенком, который провел несколько часов подряд в гаджете. А ребенок в свою очередь не осознает, что с ним происходит, ведь не все взрослые могут осознавать телесные ощущения и эмоции; что тогда говорить о детях? Во время пребывания в гаджете, будь то игра, общение, просмотр видео, таких импульсов возникают сотни, и они реализуются лишь процентов на тридцать с натяжкой. И вот вопрос: куда он девает оставшиеся нереализованные импульсы и каким способом дает им выход? По словам эксперта, это индивидуально и зависит от семейной системы в целом, например, как в данной семье принято обходиться с чувством гнева, раздражения, ярости. Может быть такое, что никак нельзя проявлять свой гнев, что еще хуже.
Что же с этим делать? У семейного психолога Елены Агабековой есть простой ответ: гигиена. Важно приучать ребенка правильно пользоваться гаджетами, и чем раньше, тем лучше. Эксперт предлагает 7 шагов, как научить ребенка информационной гигиене.
- Режим. Существуют нормы использования гаджетов по времени. Их можно найти на сайте Роспотребнадзора, там прописано рекомендованное экранное время по возрастной категории.
- Родительский контроль на телефоне должен быть установлен обязательно! Отнеситесь серьезно к этому пункту.
- Видеоролики, в том числе Ютуб, желательно смотреть в телевизоре. В моменте просмотра ребенок хотя бы лежит в правильном положении.
- Обеспечить ребенку рабочее место с хорошим стулом и столом, все его игры желательно организовать в компьютере. Не допускать их установку в телефоне до 14 лет либо производительностью телефона, который будет тянуть только мессенджеры, либо с помощью контроля. С такими условиями ребенок будет сидеть правильно, отходить от экрана в туалет, к холодильнику и по пути переключать функции зрения и движения.
- Завести коробку, в которую дети будут складывать свои гаджеты на перерыв. Почему коробка: гаджет является сугубо личной вещью, и отобрать его будет нарушением личностных границ. И когда ребенок, особенно подросток, не знает, где его телефон и что с ним сейчас делают, он может испытывать тревогу и гнев.
- Подготовить почву для выполнения пункта 5. Например, отдых от телефона вечером, когда все члены семьи видят, что девайсы в положенном месте. Главное — не бояться, что ваш ребенок будет докучать вам. Желательно соблюдать правило 20 минут, о котором будет сказано в конце статьи. И когда вы освоите эти правила и начнете их применять, то покой на вечер всей семье гарантирован.
- Создать все вышеперечисленные условия и только потом требовать исполнения.
Эксперт-психолог также советует уделить внимание профилактике.
- Хотя бы раз в 3 месяца курс ЛФК, физиопроцедуры, массаж, остеопат. Великолепно, если это правило закреплено в семье и все делают зарядку ежедневно.
- Спорт без чрезмерной нагрузки: детская йога, танцы, велопрогулки, скейт, ролики, коньки, бассейн.
- Личный пример: все вышеперечисленные правила, в идеале, вы тоже должны выполнять.
- До 14 лет контролировать контент, который потребляет ребенок, в том числе игры и переписки в мессенджерах по договоренности с ребенком или незаметно от него, но только что касается сомнительных чатов. Елена Агабекова как родитель действовала по договоренности, не читая личные переписки, не просматривая фото, не ругая и не осуждая. Только блокировала чаты, которые вызывали подозрение.
Правило 20 минут от эксперта по детско-родительским отношениям:
До 6-7 лет: ежедневно, можно поочередно с другим родителем, играть с детьми по их правилам без осуждения, насмешек; играть роль, которую вам выдал ребенок. В момент игры должны быть только вы и ребенок, поэтому отвлекаться ни на что нельзя.
7-11 лет: можно выбирать настольные игры, и важно подключать разговор с ребенком, внимательно его слушать, даже если рассказывает, как сломали доску учителю. Смотрите во что он играет в гаджете или компьютере, сидите вместе с ним и восхищаетесь его игрой, даже если вам не нравится. Смотрите видео, которые он смотрит, и знайте, что он сейчас вас проверяет на прочность. Снимайте вместе с ним видео, смейтесь над его шутками, даже если вам его юмор не близок, хвалите его. Все это 20 минут каждый день. В этот момент происходит формирование связи между ребенком и родителем: возможно, он проверяет, можно ли вам доверять, а возможно, он сейчас в вас контенирует самые сильные эмоции, с которыми не справляется. Это очень важный этап как для вас, родителя, так и для вашего ребенка. Этап перед самым страшным, мощным и стрессовым периодом ребенка и родителя — подростковым возрастом.
12-15 лет: здесь уже дети и родители начинают отсоединяться по половой принадлежности: дочь к матери, сын к отцу. В этот возрастной период 20 минут каждый день разговаривайте с ребенком, просто слушайте его, советуйте, если просит совета, вмешивайтесь, если просит помощи. Также делитесь, например, как прошел ваш день, для выстраивания равных отношений.
Трудность в том, что в сегодняшнем мире дети осознаннее большинства родителей. Они точно знают, что им нужно, что они чувствуют, как с ними можно обращаться в семье, а как нельзя. Поэтому детьми сейчас нужно заниматься как никогда: говорить с ними, увлекать их, играть с ними, по возможности путешествовать. Иначе они создадут свой мир, в котором нет места для нас и всего живого вовсе.
Елена Агабекова, семейный психолог, эксперт по детско-родительским отношениям, сексолог, телесно-ориентированный психотерапевт, арт-терапевт, специалист по работе с шоковой травмой.