Вы решили купить франшизу, промониторили компании, изучили сайты, оставили свои контактные данные. И теперь предстоит самое важное – выбрать компанию. При этом учесть не только условия франшизы, но и наличие обучения и поддержки.
Чтобы франшиза вместо денег не приносила проблемы, важно не наделать ошибок еще на этапе выбора компании. Как распознать недобросовестного франчайзера, узнаем у владельца международной сети чебуречных «ЧебурекМи» Александра Долгова.
Общение с менеджером
Обратите внимание на несколько важных деталей при общении с менеджером:
- Соблюдает ли он деловой этикет, прислали ли вам приветственное письмо.
- Насколько оперативно с вами связались.
У «правильной» компании нет задачи продать как можно больше франшиз. Есть задача находить сильных и мотивированных партнеров, чтобы проект стремительно развивался.
Если вас завалили кучей презентаций и предоставили разбираться в этом самому, то это уже повод насторожиться. Если информацию в полном объеме не предоставили — тоже ничего хорошего не ждите. Уже на этапе знакомства компания должна показать свою системность, последовательность и открытость. Когда структурности нет в начале общения, ее не будет и на последующих этапах.
В обязанности менеджера входит:
- Выяснить ваши ожидания, поинтересоваться бизнес-опытом в бизнесе и выстроить на этой информации диалог;
- Разъяснить, что представляет из себя система сопровождения франчайзи, каковы функции управляющей компании, каким образом будет строиться коммуникация;
- Дать ответы на ваши самые неудобные вопросы.
Выбор компании
На что необходимо обратить внимание при анализе компании:
- Сколько лет существует этот бизнес. По статистике, 78% компаний закрывается в 1-ый год своего существования. Если компании уже 3-4 года и есть десяток открытых точек, то это показатель обкатанной финансовой модели. Узнайте также, сколько франчайзи закрылись.
- Финансовые показатели компании за последние 2-3 года.
- Зарегистрирован ли товарный знак — это маркер нацеленности на развитие.
- Есть ли франчайзи за рубежом. Чтобы вести бизнес на территории другого государства, надо не только знать нюансы законодательства и налогообложения, но и понимать особенности менталитета. Точки за рубежом — показатель сильного бизнеса.
- Прозрачность и четкая система сопровождения и обучения.
- Универсальная финансовая модель, приносящая прибыль в разных регионах страны.
- Допустимость для франчайзи при желании открыть вторую и третью точку — это показатель выстроенных бизнес-процессов.
Финансовая модель
Финансовая модель всегда адаптируется под конкретный регион. Анализируя финансовую модель, вы должны получить ответы от компании:
- Сколько вы можете заработать: выручка и чистый доход;
- Насколько быстро окупятся инвестиции (обычно срок составляет минимум полгода);
- Как быстро вы можете масштабироваться — иногда выгоднее открыть сразу несколько точек.
Когда компания выбрана
После того, как выбрана франшиза, обратите внимание на важный момент: согласно Гражданскому кодексу РФ, вам должен быть предложен договор концессии, а не какой-либо другой. Юрист должен вам подробно объяснить каждый пункт договора и ответить на ваши вопросы.
Выбор франшизы — это только первый шаг. Вы должны понимать, что покупаете не успех, а инструмент для его достижения. Поэтому настройтесь на то, что придется потрудиться.