О нем не говорят, но много думают»: краткая история секса в СССР

02 декабря, 2015

О нем не говорят, но много думают»: краткая история секса в СССР

В 1986 году во время телемоста Ленинград-Бостон весь мир узнал, что в СССР секса нет. Вырванная из контекста фраза советской участницы сразу стала крылатой, а тема высказывания – мифологической. Мы обратились к электронному корпусу личных дневников ХХ века «Прожито», а также к работавшим в 70-е гинекологу, историку и сексологу, чтобы выяснить, каким на самом деле было отношение к сексу и как оно характеризует эпоху.   Радикальный либерализм   Несмотря на то, что слово «секс» появляется в дневниковых записях, оцифрованных в проекте «Прожито», только в 1956 году – спустя три года после смерти Сталина и год после отмены запрета абортов, – создание Страны Советов сопровождалось своего рода сексуальной революцией.   «Он садится перед моей постелью и начинает серьезно говорить со мной. Я урегулировала его половую жизнь, я должна урегулировать его рабочую жизнь»,– пишет актриса и художница Вера Судейкина в 1918 году.   В этом году был принят новый кодекс о браке и семье, который разрешал разводы, давал равные права мужчинам и женщинам в браке, а также их внебрачным детям. Прекратилось преследование за однополые отношения. Революционерка Александра Коллонтай проводила радикальную политику женской сексуальности, направленную на абсолютную свободу от брака, который, по ее мнению, только закрепощал большевичек. Советский Союз стал одной из первых стран, разрешивших аборты.  «Эти годы многие историки считают радикально либеральными», — говорит историк сексуальности, профессор ВШЭ Марианна Муравьева. В 1924 году революционный пролетариат получил свои «двенадцать половых заповедей». Этот кодекс был своеобразным ответом на «теорию стакана воды», которая низводила отношение  к любви до примитивного уровня. Но дискуссии на тему «половых чувств» продолжались.    Предрассудки обсуждали не только на политических диспутах, но и на кухне. Так, Ольга Бессарабова от 2 января 1925 года рассказывает в своем дневнике: «Некрасивая и немолодая женщина с невероятными запасами темперамента и юдофобства, жена двадцатидвухлетнего мужа, коммунистка, «но между прочим и хиромантка, и гадалка» пылко вдруг сказала: «Лопни мои глаза, чтобы я поверила, чтобы девица, дожившая до 25 лет, не жила бы с мужчиной. Это вранье или какой-нибудь урод безносый»».   В 1933 году запрещается аборт. Михаил Пришвин, записывая новость в своем дневнике, сетует: «И половую жизнь скоро тоже загонят в твердые берега. Не приходится вздыхать о «свободе»».   Про половые заповеди уже никто не спорил. В дневниках за эти годы почти нет упоминаний о какой бы то ни было интимной теме.    Литературовед и филолог Анатолий Батюто так описывает свои отношения с девушкой в своих записях: «Я хотел взять ее. Она воспротивилась, рассердившись. Я знал, что ничего не выйдет, т. к. маленький перерыв вернул ей самообладание, не до конца, впрочем, потерянное. Получилось грубо, и грубость пахла отчужденностью».   В 1955 году аборты отменили. Все это было на фоне отсутствия сексуального просвещения, отмечает Марианна Муравьева:  «В лучшем случае девочки узнавали про критические дни от мамы». Слово «секс» еще не вошло в обиход: единственное упоминание понятия именно в этой форме в 50-е в дневниковой записи принадлежит актеру Николаю Мордвинову, который в 1956 году описывает впечатления от американской оперы Порги и Бесс.   Судя по дневниковым записям, слово «секс» входит в обиход только с конца 60-х. Оно по-прежнему имеет негативную коннотацию: так, например, в 1967 году физик-ядерщик Николай Работнов, приехавший в Данию к друзьям, неодобрительно высказывается о западном образе жизни: «Хозяйка им надоела до смерти. Прячет от них телефон. Терроризирует с утюгом. А кроме того она теперь завела моду заниматься сексом со своим Клаусом в ванной целыми днями, а ванная у них совмещённая с туалетом, лишая бедную чету Курепиных элементарных удобств».   Целомудренный подход к разговорам на интимные темы, однако, не всегда являлся синонимом аскетичного образа жизни.    Два года спустя литератор Юлия Нельская-Сидур рассказывает о знакомстве с западной литературой на эту тему: «Очень смешная книжка. Самиздат с английского. Там, например, есть такие слова: «Удовлетворенная женщина издает звуки о-о-о-ох». Дима сказал: «Ох уж эти англосексы»».   Источник: novostionline.net