21 год назад был убит популярный телеведущий
Я помню 1 марта 1995 года отчетливо: черный экран включенного телевизора, объявление об убийстве Владислава Листьева. Сегодня, 21 год спустя, в интервью о причинах гибели первого гендиректора ОРТ (Общественного российского телевидения — так тогда назывался Первый канал) рассказал бывший коллега и друг погибшего журналиста — Владимир Мукусев. НАШЛИ ЧЕТВЕРКУ ОТВЯЗНЫХ — Владимир Викторович, первую встречу с Листьевым помните? — Это было в середине 1987 года, за несколько месяцев до открытия «Взгляда». Перед нами встала проблема поиска ведущих для нового проекта. Ведь концепция, разработанная в молодежной редакции Центрального телевидения для новой передачи, первоначально была совсем другой. Двое ведущих, он и она, живут в квартире: официальных персон принимают в гостиной, близких друзей — на кухне… — Для тогдашнего телевидения — невиданная вещь! — Абсолютно. И все бы так и произошло, но 8 марта 87-го года неожиданно вышла передача моего друга и вечного соперника по эфиру Володи Молчанова «До и после полуночи». С парой ведущих и студией, похожей на квартиру. Что делать? Копировать формат нельзя, хотя мы его и придумали ранее. В итоге приняли идею Киры Прошутинской и Анатолия Малкина, редактора и режиссера первых выпусков «Взгляда»: пусть будет не квартира, а общежитие, где обитает четверка молодых, отвязных таких ребят без галстуков. Их нашли случайно. Нашел мой коллега, выпускающий редактор Андрей Шепилов. Он сказал: вот вы ищете ведущих, а есть парни, которые таскают бумажки со стола на стол — притом что окончили университеты, знают не по одному языку, делать им особенно нечего — давайте их попробуем! Так появились в нашей студии Владик Листьев, Олег Вакуловский (ныне, к сожалению, покойные), а также Саша Любимов и Дима Захаров. — Почти «ливерпульская четверка» получается. — С легкой руки другого, позднего взглядовца Жени Додолева нас потом так и называли — «Битлы перестройки». ОН БЫЛ БЛИСТАТЕЛЬНЫМ ШОУМЕНОМ — Есть мнение, чуть ли не вся перестройка состоялась потому, что по телевизору начали «Взгляд» показывать. — Нет, конечно! «Взгляд» выходил сначала два раза, потом раз в неделю. А остальное время Центральное телевидение высказывало официальную точку зрения. При этом гости «Взгляда» высказывали не критику власти, а правду о том, что происходило вокруг. Но нас могли в любой момент закрыть. Мы каждую передачу готовили как последнюю. — Возможно, поэтому ее выпуски и оказывались настолько сильными. — Последний «Взгляд» показали 28 декабря 1990 года. Влад к тому времени делал программу, украденную у американцев, которая в оригинале именовалась «Колесо фортуны». У нас она под названием «Поле чудес» до сих пор выходит. — Вы сказали — «украденную»?.. — Ведь никто не платил авторам идеи. Но и «Поле чудес», и «Час пик», и другие форматы, заимствованные Владом на западном телевидении, раскрыли его с другой стороны. Журналистов телевизионных тогда было много! А ведущих передач нового поколения, в жанре ток-шоу, у нас не имелось. И Листьев стал блистательным шоуменом, ведущим пусть чужих передач — но адаптированных им так, будто те шли по нашим каналам всегда. Влад Листьев — это человек уровня Александра Маслякова: такого нельзя воспитать, научить тому, что он делает! Это — от Бога. Талант у Листьева был. — Как вы расстались? — Я ушел с телевидения после того, как телекомпанию «ВИD» (одним из создателей которой выступал я и которая снимала десятки проектов, в том числе и «Поле чудес»), к сожалению, Листьев у меня фактически украл. Все уставные документы были за моей спиной переписаны… — Последнюю встречу помните? — Она состоялась после демонстративного «суда», устроенного в молодежной редакции Центрального телевидения против меня за то, что в январе 91-го года я рассказал в интервью журналу «Огонек» о схеме увода телекомпании «ВИD». Я предложил тогда Владу: если хочешь, заберу тебя в Новосибирск (куда я уезжал, чтобы сделать независимую телекомпанию — первую на тот момент в стране), начнем все с нуля. Я сказал: Влад, если вы продолжите делать то, что делаете сейчас, рано или поздно перестреляете друг друга. В ответ Листьев показал мне пачку стодолларовых купюр: «Неужели ты думаешь, я променяю это на какой-то Новосибирск?» То была наша последняя встреча, и я очень жалею о том, что тогда произнес. Увы, слово имеет силу. Так в итоге и произошло. ДИКАЯ ГОНКА ЗА БАБКАМИ — Коллеги- журналисты не поняли, что над всей этой дикой гонкой за бабками, которые в сумасшедшем количестве повалили на телевидение вместе с рекламой, к сожалению, находились фигуры, способные в том числе и нажать на курок. — Ходили слухи, за убийством Листьева стоял Березовский, которому в 1995 году принадлежало ОРТ. — Сложно сказать. Для Бориса Березовского Листьев как гендиректор «первой кнопки» был идеальной кандидатурой, чтобы через год снова сделать Ельцина президентом. Во-первых, Влад был абсолютно аполитичен, ничего в этом не понимал, да и не хотел понимать. Во-вторых, он был не очень искушен в политике и пропустил тот момент, когда его покупали. И третье — он происходил из бедной семьи, из семьи неустроенных людей, и свалившиеся капиталы ему вскружили голову. В-четвертых, Влад (а вместе с ним и Березовский) получал не просто эфир, а огромный город под названием «Останкино» — целый завод по производству телекартинки… Если позволите, о самом убийстве Влада я говорить не буду — этот печальный финал я предсказал еще в 91-м. — Но 1 марта 1995 года вы что почувствовали? — Оно перечеркнуло само понимание свободы и независимости СМИ. Впрочем, безрассудность, с какой журналисты хватали полиэтиленовые мешки с деньгами, не могла не привести к такому итогу — а только наличных, изъятых после гибели Влада, по данным Генпрокуратуры, было 16 миллионов долларов. Источник: m.kp.ru